Page 80 - 4-сон
P. 80
Key words: professional competence, scientific style, students philologists, a set of
exercises, learning process of monologic utterance, language constructions of scientific style
learning.

На современном этапе развития высшего образования качество под-
готовки специалиста любого профиля невозможно без учёта профессиональ-
ной компетенции – оценочной категории, характеризующей человека как
субъекта специализированной деятельности в системе общественного труда.

Важнейшим условием профессиональной подготовки специалиста
любой отрасли является овладение языком специальности,
профессиональной речью. Каждый специалист должен уметь быстро и с
пониманием прочитать научный текст по своему профессиональному
профилю и воспроизвести его общее содержание в устной или письменной
форме, быть в состоянии свободно вести беседу на профессиональные темы,
и, наконец, каждому специалисту необходимо уметь создавать письменные
тексты разных подстилей и жанров в рамках своей профессиональной
компетенции(2, 8). Все эти умения, на наш взгляд, являются важной частью
подготовки студента и результатом воспитания образованного специалиста.
Иначе говоря, вместе с комплексом специальных знаний каждый специалист-
профессионал, получающий высшее образование, должен освоить
определенный минимум знаний, навыков и умений по научному стилю речи.

Именно поэтому формирование навыков у студентов, и в частности
студентов-филологов, свободного владения научным языком в письменной и
устной форме является важнейшей лингвометодической проблемой.

Русский язык для студентов-филологов является не только целью
изучения, но и средством достижения цели – участие в учебно-
профессиональной коммуникации. Как показывает опыт работы в вузе,
несформированность механизмов осмысления, запоминания, оформления,
умения воспроизводить и трансформировать высказывания, синтезировать их
с другими, порождать новые приводит к тому, что студенты, обладая
достаточным уровнем интеллектуального развития, выражают свои мысли
бедно, невыразительно, элементарно.

Понятие культура научной речи, соотносимое с качеством речевого
сообщения, вызывает представление о научных текстах. Многие
современные исследователи, такие как В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская,
Л. П. Доблаев, В. В. Добровольская, М. Я. Дымарский, Н. Д. Зарубина,
Е. С. Кубрякова, Т. А. Ладыженская, Н. П. Шульгина и др. совершенно
справедливо в качестве ведущей единицы обучения письменной речи

www.journal.fledu.uz 80

Илмий-методик электрон журнал
   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85