Page 129 - 4-сон
P. 129
Key words: dialects, ships, goods, and consumer value, exchange value of journalistic
work, and contribute to civilization.

И труд, и товар имеют двойственную природу. Но какую? Википедия
пишет: «Адам Смит в анализе процесса обмена указывал на наличие в любом
товаре одновременно двух различных категорий: «потребительной
стоимости» (ценность, полезность для потребителя) и «меновой
стоимости» (стоимость, нечто, что позволяет обменивать разные товары в
определённых пропорциях друг к другу и при этом каждая из сторон считает
такой обмен справедливым)». В данной формулировке А. Смита есть
неясность, но на нее мало кто обращает внимание. Дело в том, что
определение второй части (второго проявления) продукта человеческого
труда как стоимости (пусть и абстрактной) непонятно, оно автоматически
притянуто к экономической теории. Ведь абстрактная стоимость это все
равно стоимость.

Таким образом, истину можно было найти в самом начале, уже при
первом упоминании двойственного характера труда. Нам неизвестно, кто
сделал это в первый раз, но если А. Смит, то в этом заключается и счастье, и
драма данной формулировки. А. Смит был экономистом, и для него было
естественно считать продукт труда товаром. Именно на товар и перевел он
двойственный характер труда, не додумав и не исполнив его до конца в
общечеловеческом плане, а привязав его к товару, т.е. продолжив в нем
двойственную природу труда и определив, таким образом, в товаре
потребительную (меновую) стоимость и абстрактную, но все же стоимость.
Это второе понятие стоимости и испортило все, загнав весь продукт
человеческого труда в круг товара. Определение этой стоимости как
абстрактная стоимость мало что меняет, потому что это все равно стоимость.
Двойственный характер труда – это гениальная догадка, принадлежащая А.
Смиту. Но он не придал этому до конца правильное направление, вогнав оба
проявления труда под определение товара. Труд, на самом деле, имеет
двойственный характер, но эта двойственность заключается в моральном
(человеческом) и физическом (товарном) результатах.

Разница между потребительной стоимостью и меновой стоимостью –
это следующий вопрос, требующий выяснения. В данном случае важно то,
что А. Смит ведет речь о стоимости и ее разновидностях. Это в любом случае
стоимость, будь она абстрактная или потребительная. Так понятие «результат
труда» стало синонимом понятия «стоимость». Отсюда до товара оставался

www.journal.fledu.uz 129

Илмий-методик электрон журнал
   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134