Page 124 - 4-сон
P. 124
Во все времена отдельные люди и народы стремились не только к
самосохранению, но и достижению приоритетности. Новые технологии
позволяют сделать это не военными, а мирными – экономическими,
научными, культурными способами.

Именно поэтому следует решительно противостоять любой
антитехнологической истерии и разоблачать экологические, генетические,
информационные и др. страшилки. Это, однако, не должно означать
беспечного принятия всех тех последствий, к которым ведёт информатизация
и глобализация. Одной из проблем современного образования является то,
как противодействовать Интернет-зависимости, как восполнить дефицит
реальности и межличностных отношений. Новые медиа – это не просто
средства, усиливающие наши способности. Если, к примеру, лопату, молоток
и множество других довольно простых орудий труда можно рассматривать
как посредников между телом и окружающей средой, то новые медиумы
радикально изменяют человека. Они не просто дистанцируют от воздействия
внешнего мира, а замыкают на самих себя и уже не допускают контактов с
реальностью. Человек – дитя техники, а новые технологии, в принципе,
гуманнее прежних. А в их неправильном использовании чаще всего виновато
наше отсталое мышление. Техника даёт больше свободы, соблазну которой
каждый человек должен противостоять самодисциплиной и сдержанностью.
Культивирование этих способностей издавна относилось к искусству
воспитания.

В связи с этим необходимо предпринять анализ культурных и
цивилизационных процессов методами так называемой медленной истории
культурной антропологии. Прежде всего, язык и литература имеют большое
воспитательное значение, они нормализируют страсти и желания людей,
культивируют их духовные ценности, и поэтому должны изучаться не только
эстетикой и литературоведением, но и антропологией. Литература
раскрывает важные истины и тем самым вооружает человека знанием о том,
как правильно жить. Вместе с тем, она приобщает к прекрасному,
возвышенному, нормализирует страсти и желания людей и должна в силу
этого изучаться антропологией и этикой, а не только эстетикой,
литературоведением и филологией. Главный вопрос – это вопрос о
своеобразии знаков литературы, знаков искусства, которые отличаются от
знаков науки тем, что они не только что-то представляют, но и сами
воздействуют на читателя и зрителя.

www.journal.fledu.uz 124

Илмий-методик электрон журнал
   119   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129