Page 106 - 4-сон
P. 106
Согласно «Общеевропейским компетенциям владения иностранным
языком: изучение, обучение, оценка» (CEFR), СЛК – это умение говорить,
принимая во внимание социокультурные условия разговора и правила
вежливости(1). Американские авторы Каналь и Свейн определяют СЛК как
умение говорить, принимая во внимание обстановку, тему, время, место и
отношения участников разговора(2). Исходя из этих терминов следует, что
формирование СЛК у изучающих иностранный язык является очень
сложным и многогранным процессом.

В данной статье мы хотим предложить один из приёмов, который
может помочь формировать СЛК у изучающих иностранный язык. Суть
данного приёма заключается в изучении и обсуждении модели Клукхона (3)
со студентами.

Модель Клукхона была предложена Американскими антропологами
К. Клукхоном и Ф. Стротберком в 1961 году. На ней представлены пять
ценностей (параметров), которые присущи любой культуре. Для каждой
ценности есть три категории того, как та или иная ценность выражена в той
или иной культуре. По этой модели можно сравнивать различные культуры,
изучая, как в ней выражены эти ценности. Модель помогает понять, почему
одна культура отличается от другой. В нижеследующей таблице
представлена модель Клукхона.

Модель Клукхона

Ценность Выражение ценности
(параметр)
Подчинение — Гармония — Господство
Отношение
человека к Зло — Добро и зло — Добро
природе
Прошлое — Настоящее — Будущее
Природа
человека Быть — Становиться — Делать

Отношение ко Уровни — Группы — Личности
времени

Отношение к
жизни и
деятельности

Индивидуализм-
коллективизм

www.journal.fledu.uz 106

Илмий-методик электрон журнал
   101   102   103   104   105   106   107   108   109   110   111